Мебель

Коррекционно-логопедическое занятие для дошкольников

Тема: Мебель

Цель: Автоматизация  звука  [Л],   дифференциация звуков  [л]-[л’] в словах, слогах, предложениях. Дать понятие, расширить, обобщить и закрепить представление детей о предметах мебели, их качествах, особенностях и целевом назначении.

Коррекционно – развивающие задачи:

—          Способствовать развитию артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха и речевого дихания, интонационной выразительности речи, логического мышления, памяти;

—          Развитие связной речи, зрительного восприятия, тактильных ощущений

— Развитие произвольного внимания в ходе выполнения заданий

Коррекционно – воспитательные задачи:

—          Формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям, навыки самоконтроля за своей собственной речью;

—          Воспитывать внимательность

—          Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

—           Воспитывать трудолюбие и положительное отношение к сверстникам, взрослому.

Коррекционно – обучающие задачи:

—          Поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;

—          Формировать направленную воздушную струю;

—          -Учить выделять звук в слове из потока других звуков;

—          — Учить точно и полно отвечать на вопросы;

—          Закреплять правильное и четкое произношение звука [Л] в слогах, словах, в употреблении предложений;

Активизировать словарь:

— Уточнять и расширять словарь по теме «Мебель».

— Учить повторению рассказа-описания за логопедом.

— Совершенствовать грамматический строй речи

— Учить понимать обобщающее слово «мебель»

— Расширять знания о назначении мебели.

Образовательная область: Познавательное развитие

Форма совместной деятельности: Фронтальная

Предварительная работа:Изучение материала, подготовка дидактического и раздаточного материала, планирование предметно-пространственной среды.

Оборудование: Доска, конверты с мелкими предметными картинками по лексической теме «Мебель», схемы слов, звоночек,  карандаши по количеству детей,  зеркальца по количеству детей, вата для дыхательной гимнастики

Демонстрационный материал:Картинки, макет квартиры. Изображения зверей, карта с логопедическим лабиринтом

Планируемый результат: Ребенок интересуется окружающими предметами мебели и активно действует с ними; стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов их назначение и свойства, дифференцирует в словах звуки [л]- [л’], чётко проговаривает их в общем потоке речи.

Словарь: Словарь активный: предметный – мебель, антресоль, шифоньер, сервант, журнальный столик, этажерка, пуфик, комод, буфет, кровать, кресло, диван, полка, тумба, стол, стул, шкаф, лавка, тафта, табурет, тумбочка, трельяж

признаков: мебельный, письменный, обеденный, кухонный, платьевой, книжный, навесной, деревянный, кукольный, детский;

глагольный: сидеть, лежать, убирать, спать, обедать.

Этапы:

  1. I. Организационный момент.
  2. Психо-эмоциональный настрой
  3. Мотивация к деятельности

Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом и подарим улыбку соседу. Я начну, а вы продолжите.

  • Приветствие детей (стают на коврике в круг, улыбаются соседу и здороваются ладошками).

Сейчас мы и поиграем.

  1. (Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»)

Логопед: Дети, какое сейчас время года?

Зимой солнышко очень редко появляется на небе, давайте нашими глазками прогоним тучки.

«Солнышко с тучками в прятки играло,

Солнышко тучки-летучки считало

Серые тучки,

Чорные тучки,

Легких — две штучки,

Тяжелых — три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало

Солнце на небе очень сильно сияло

( Дети открывают и закрывают глазки. Глазки направо Глазки налево Глазки вверх Глазки вниз Закрывают глазки Широко открывают глазки и поднимают руки вверх.)

Логопед. Ну вот и появилось солнышко, подарило нам своё тепло, улыбнитесь солнышку, улыбнитесь мне. Я тоже улыбнулась.

  1. (Дыхательная гимнастика «Ветерок и тучки»)

Л.: Ой, но я, все же вижу, что не все тучки попрятались, несколько ещё осталось на небе, давайте сильно-сильно и долго подуем на них и прогоним их окончательно

(Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку»)

(«дуют» на воображаемые тучки ( воздух набирают через нос и сильно но медленно выдыхают через рот, губы, при этом, в форме трубочки)

Л.: Что часто бывает зимой, с неба падает?

Вот и нам одна снежинка упала на носик, давайте её сдуем.

(На кончике носа кусочек ватки, язык высовывается и заворачивается на верхнюю губу, нужно выдыхать воздух так, чтобы ватка подлетала вверх).

II. Повторение и актуализация опорных знаний

Цель.Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка.

Л.: Мы уже изучали разные звуки. Давайте вспомним их, и вспомним как они звучат. Попробуем их спеть. Я называю звук, а вы его «поёте». [а, п, р, к, о, з, в, и, у, ш, э, ы, ж].

(Слушают педагога. Протяжно проговаривают заданные звуки, анализируют их звучание)

Л.: Все ли звуки вам удалось «спеть»? Почему ? А когда мы произносили гласные, как открывался наш ротик? А на согласные?

(Гласные поются, а согласные – нет. Гласные – широко, а согласные – нет._

III. Введение в новую тему. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы

Цель. Настрой детей и подготовка к восприятию и работе с новым материалом. Совместное определение конкретных действий.

Л.: Пока мы пели оказалось, что к нам приходили необычные гости и обратились за нашей помощью. Хотите узнать кто это был и что они хотят?

Л. Лесным друзьям надоело жить в лесу, захотели они перебраться в город. Даже квартиру себе приобрели. Но в пустой квартире жить неуютно, а какими предметами её заполнять звери не знают, поэтому и просят нас помочь. Поможем им. Подскажем?

Л.: Послушайте внимательно, кто же из зверей на такое решился (логопед медленно произносит названия животных, акцентируя силу голоса на звуке [Л],  [Л’], сопровождая речь демонстрацией изображений животных:  вол-л-л-л-к, л-л-л-иса, бел-л-л-ка, л-л-л-ось, ол-л-л-ень, сусл-л-л-лик.  Прослушайте еще раз названия животных, повторите сами, кто приходил к нам и скажите, что общего в этих словах, какой звук в них повторяется?

Физминутка

Мы устали, засиделись,

Одна рука вверх, другая вниз,

Нам размяться захотелось.

Переменные махи руками.

То на стену посмотрели,

Повороты корпуса.

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

Повороты корпуса.

А потом наоборот.

Приседания начинаем,

Приседания.

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседай! Не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

Дети садятся.

Л.: Вот с этим звуком мы сегодня и будем работать!

Ну что же, давайте попытаемся помочь нашим лесным друзьям, да и сами выучим новое, что не знали.

Рассмотрим, для начала, квартиру, которую приобрели наши друзья (показать макет квартиры)

В ней есть двери, полы, потолок, порог, окна, комнаты.

А теперь давайте рассмотрим, какие комнаты есть в квартире. Может, кто-то знает и поможет мне сказать как называется комната, где снимают одежду, обувь, в которой мы ходим по улице?

Вспомните как называется комната где мама готовит кушать?

А где мы умываемся, купаемся, принимаем душ?

Как назвать комнату, где мы отдыхаем ночью?

А комната для вас, где вы живете и играете?

(Дидактическая игра «Что не так?»)

Л. Читает предложение со специально допущенными ошибками, а дети должны их исправить:

— На кухне я умываюсь

— В туалете я играюсь

— В прихожей я обедаю

— В гостиной я сплю

— В ванной я смотрю телевизор

— В спальне принимаю гостей

Л. Молодцы всё правильно распределили. А теперь, чтобы правильно называть новые слова, вам нужно подготовить свои ротики и язычки.

  1. IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Артикуляционная гимнастика

Цель.

Формирование представлений о предметах, их качествах и целевом назначении мебели. Развитие умений правильно произносить звуки [Л],  [Л’]. Вычленять их с общего потока речи;

Дифференцировать звуки [Л],  [Л’],

— определять место звука в слове;

Делить слова на слоги.

  1. Артикуляционная гимнастика. Звук [Л],

«Окошко»- Открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно».

«Качели»- Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

«Болтушка»- Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

«Чашечка»- Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки»

«Красим верхний заборчик»- Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка проводить с внутренней стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» — кончиком языка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

«Красим потолок» — открыть рот, кончиком языка проводить по твёрдому небу в направлении сзади-вперед.

«Непослушный язычок» — улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

«Иголочка» — открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

  1. Развитие речевого дыхания. Формирование акустико- артикуляционного образа звука.

Л. Объясняет и демонстрирует какие позиции губ и языка при правильной артикуляции звуков [Л],  [Л’].

(Во время правильного произнесения звука л, органы речи принимают следующее положение:

губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;

  1. зубы незначительно разомкнуты, расстояние между верхними и нижними резцами — 2-4 мм;
  2. язык — узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;
  3. между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя;
  4. голосовые связки напряжены и вибрируют, производя голос.

Артикуляция звука [Ль] отличается от артикуляции твердого [Л] тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны. Передне-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед. Важно знать, что при произнесении этих звуков воздушная струя идет по бокам языка. Тогда как при произнесении большинства согласных боковые края языка прижаты к зубам, и воздух идет по средней части языка.)

  1. Развитие фонематического слуха, расширение импрессивного и экспрессивного словаря детей

Л. Молодцы. Вернемся к квартире. Что ещё должно быть в каждой комнате?

Логопед показывает общую картинку с изображением предметов мебели, а дети по очереди называют те, что они знают.

Логопед еще раз повторяет все названия предметов мебели, которые изображены на рисунке.

Акцентирует внимание детей на новых словах, объясняя их предназначение (антресоль, шифоньер, сервант, журнальный столик, этажерка, пуфик, комод, буфет, тафта).

Л. Снова повторяет все слова, говоря, чтобы дети были очень внимательны и «словили» (хлопком в ладоши), а потом запомнили и назвали все слова со звуками [Л],  [Л’] (мебель, антресоль, шифоньер, сервант, журнальный столик, этажерка, пуфик, комод, буфет, кровать, кресло, диван, полка, тумба, стол, стул, шкаф, лавка, тафта, табурет, тумбочка,  трельяж).

— Раскрасьте картинки, в названиях которых есть [Л], [Л’].

  1. Пространственная ориентация, расширение словарного запаса детей

Л.: Хорошо, молодцы, с названиями мы разобрались, а теперь давайте выясним для чего нужны все эти предметы мебели и в какой из комнат их нужно размещать ( демонстрирует картинку разрезную, объясняет целевое назначение предмета и обсуждают куда его прикрепить на макете квартиры).

  1. Автоматизация звука в слогах

Л. Поработали, пора и отдохнуть. Мы сейчас попоем, проговорим слоги песенок

Лу-лы-ла-ло, ла-ло-лу-лы, лы-ло-лу-ла;

Ол-ел-ал-ял, ёл-ол-ил-ел, ял-юл-ол-ёл.

  1. Упражнение на развитие пространственной ориентации, с опорой на макет квартиры и размещенные уже на нем картинки предметов мебели

Упражнение «Что где стоит?»:

  • Где стоит лавка?
  • Где висит полка?
  • Рядом с чем стоит платьевой шкаф?
  • 6. ФизкультминуткаОдин, два, три , четыре

    Много мебели в квартире

    В шкаф повесим мы рубашку

    А в буфет поставим чашку

    Чтобы ножки отдохнули

    Посидим чуть-чуть на стуле

    А когда мы крепко спим

    На кровати мы лежим.

    А потом мы с котом

    Посидим за столом.

    Чай с вареньем дружно пили

    Много мебели в квартире

    Л.:Хорошо, мебель расставили, а теперь, давайте также определим место звука в слове ( начало, средина, конец). Укажите место звуков на схеме и соедините схему со словом. Запомните картинки. Закройте страницу, назовите картинки по памяти. (лампа, мебель, полка, стул, столик, кресло,лавка).

    1. Автоматизация звука в слове

    Составляем логопедические змейки, используя карточки детского лото:

    Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке. Примерные варианты для карточек/слов:

    лавка, полка, кресло, стол, стул.

    Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:

    Пел, мыл, дул, , обулся, выгнул, , веял, , стоял, сидел, висел, увидел, собрал.

    Липовый (комод), стеклянный, тополиный.

    Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного «Л» в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками.

    Две буквы «Л» в одном слове:

    послал, болтал, ломал, сложил, получил, наложил, лопнул, летел.

    Стечение «Л» и другого согласного звука:

    антресоль, хлопоты.

  • Автоматизация звука в предложении
  •  

    Лы-Лы-Лы , лы-лы-лы – дети сели за столы

    Ол-ол-ол- ол-ол-ол – белым стал зеленый стол.

    Ала-ала-ала ала-ала-ала- -и скамейка белой стала.

    Ло-ло-ло ло-ло-оло – в окнах белое стекло.

    Ле-ле-ле ле-ле-ле –стоит лампа на столе.

    1. Дифференциация твердого и мягкого звуков [Л], [Л’]

    1) Изолированное произношение отдельно каждого звука, следим за артикуляцией

    2) дифференциация у слогах:

    Ля-ля-ла ла-ла-ля ла-ля-ла ля-ла-ля

    Лё-лё-ло ло-ло-лё ло-лё-ло лё-ло-лё

    Лю-лю-лу лу-лу-лю лу-лю-лу лю-лу-лю

    Ли-ли-лы лы-лы-ли лы-ли-лы ли-лы-ли

    Дифференциация в словах

    Лавка- лямка   стол- толь- стул- стуль

    3) дифференциация в предложениях:

    У стола угол. У стульчика выпал уголь. На стенке –полка. Поля по полу плыла в польке.

    1. Закрепление навыка:

    Определи место л-ль в названиях картинок. Укажи место звуков на схеме кружком синего цвета, если в слове есть твердый звук  [Л] и кружочком зеленого цвета, если есть мягкий  [Л’]

    Физкульминутка

    Это стул, на нем сидят

    Это стол, за ним едят.

    Это кровать-на ней лежат.

    В шкаф мы вещи убираем,

    На прогулку все шагаем.

    1. Развитие лексико-грамматического строя речи.

    1) Составим уменьшительно-ласкательные название изученых сегодня предметов

    Стол-..

    Стул-…

    Кресло-…

    Антресоль-…

    Кровать-…

    Полка-…

    2) «Доскажи словечко»

    Ложимся на…

    Книги сложить на…

    Обедать за…

    Одежда в…

    1. Звукослоговой анализ слова и составление схемы

    Мы сегодня, пока помогали нашим лесным друзьям выучили много новых слов. Давайте разберемся из чего они состоят. Разобрать слова на слоги и составить схему.

    Кресло, антресоль, полка, стульчик.

  • VI. Рефлексия, анализ.
  • Цель. Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

1.Выучим стишок и подарим его нашим лесным товарищам

Лена искала булавку

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

 

Веник пол подметал,

Веник очень устал,

Он чихнул,

Он зевнул

И тихонько лёг на стул.

  1. Л: Давайте напомним животным, как же все- таки называются все предметы, которыми мы наполнили им квартиру и зачем они нужны: логопед показывает рисунки, дети называют, он исправляет неправильные ответы. Потом обводит круговым движением руки все картинки: как же можно назвать все эти предметы одним словом?
  2. Спасибо, звери вам очень признательны. Им будет теперь радостно жить в такой уютной квартире. А я попрошу вас дополнить предложения:

— Я научился…

— Мне понравилось:.

-Я узнал…

Л.: Спасибо! Молодцы! Вы отлично сегодня поработали, а в подарок получите разрисовку со всеми нашими сегодняшними предметами мебели. И дома с родителями, разрисовав ее вы вспомните их названия и их назначения, сможете об этом рассказать своим друзьям